Дарение при банкротстве гражданина / Обжалование сделок банкрота физлица / Практика ВС РФ




Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 305-ЭС17-19849 по делу № А40-209178/2015 

Для решения вопроса о том, можно ли квалифицировать дарение как сделку, направленную на сокрытие активов от обращения взыскания кредиторами (ст. ст. 10, 168 ГК РФ), необходимо определить имелись ли на момент совершения сделки у дарителя кредиторы, о которых он должен был знать.
При этом само по себе установление судебным актом уже после совершения договора дарения факта, что на момент его совершения у дарителя были обязательства перед другими кредиторами, не является безусловным основанием для признания совершенного дарения недействительным, поскольку значение имеет субъективная добросовестность дарителя (например, на момент совершения дарения даритель добросовестно исходил из отсутствия обязательств по возврату задатка, поскольку он в силу ст. 381 ГК РФ должен был остаться за ним, однако впоследствии договор, по которому был передан задаток, признали незаключенным и, следовательно, установили, что у лица (дарителя) была обязанность его вернуть.)

Полный текст судебного акта: http://vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1637368


Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2018 № 305-ЭС17-17342 по делу № А41- 86889/2015

1. Оспаривание сделок по основаниям, предусмотренным гл. III.1 Закона о банкротстве, в рамках дела о банкротстве физического лица возможно исключительно в отношении сделок, совершенных с 01.10.2015 г., то есть после вступления в силу правовых норм, регулирующих банкротство граждан  .

2. При разрешении вопроса о том, совершена ли оспариваемая сделка за счет должника, суду необходимо учитывать, что перечень сделок, которые могут быть оспорены как совершенные не должником, а иными лицами за счет должника, изложенный в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не является исчерпывающим. В частности, сделки по отчуждению долей в уставном капитале общества, стороной которых должник формально не является, с учетом обстоятельств дела могут быть квалифицированы как сделки, совершенные за счет должника (например, если структура уставного капитала отчуждаемого общества такова, что должник через долю в ином юридическом лице фактически владеет им, при этом воля на совершение сделок формировалась самим должником и вследствие их исполнения имущество не выбыло из его фактического контроля). Заявления об оспаривании таких сделок подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Полный текст судебного акта:  http://vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1631388



Банкротный лохотрон / Банкротные знахари и волшебники
Памятка должникам: https://my.debtindex.org/blog/singlepage/2773

© 2015—2018 Рейтинговое агентство эффективности финансового оздоровления
заемщика и программ по управлению долгом "ИНДЕКС ДЭБТ"

(Свидетельство СМИ № ИА № ФС 77 - 62684 Роскомнадзор РФ)



Теги: банкротстводарение
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Нет комментариев